Добро пожаловать! Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!
Обязательные кнопки
medium_minobr
medium_ftsior
medium_edinoeokno
medium_edu.ru
medium_TSOR
novosti_rossii
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирская открытая образовательная сеть
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области:
Новосибирский Институт Мониторинга и Развития Образования
Муниципальное образование г. Бердск

   Понятие “инклюзии” в образовании.

“Инклюзивное” образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система,  где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. Следует отметить, что термин “инклюзия” пока не имеет чёткого определения. В литературе можно встретить следующие формулировки:
Инклюзия - это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся.
Инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.
Инклюзия - это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живём)
Инклюзия - это возможность для всех учащихся в полном объёме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Цель такой (инклюзивной) школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества.
Разнообразие в определении понятия “инклюзия” связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.
Принципы дошкольного инклюзивного образования
Инклюзивное образование строится на следующих принципах:
Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учётом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребёнка построены на диагностике функционального состояния  ребёнка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребёнка. Индивидуальный подход предполагает  не только внешнее внимание к нуждам ребёнка, но предоставляет самому ребёнку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребёнка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребёнка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребёнке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется “выученная беспомощность”, феномен, когда ребёнок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленый как на конкретного ребёнка, так и на группу в целом.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.
Принцип партнёрского взаимодействия с семьёй. Усилия воспитателей и педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнёрские отношения с родителями или близкими ребёнка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребёнка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребёнка.
15 правил для родителей, воспитывающих “особого” ребёнка
Деятельность Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада №4 “Золотой гребешок” комбинированного вида осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 “Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования”.
Сайты об инклюзии
1. Образование и инвалиды.  Проект “Юридическая защита прав инвалидов в России: доступность образования” http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/news.php.
2  Центр сопровождения семьи “ИНКЛЮЗИЯ“  http://inclusion.tomsk.ru/about_inclusion.

назад

633004, Россия, Новосибирская область
г. Бердск, ул. Островского д.168
телефон: 383-41 5-32-86

факс: 383-41 5-32-86

бухгалтерия: 383-41 3-06-80
e-mail: bsk_du04@mail.ru

карта

Сайт создан по технологии "WordPress"